Как отмечали многие друзья А.С.Пушкина, поэт был крайне впечатлительным человеком. Возможно корни его веры в различные приметы были родом из детства, ведь именно его няня Арица Родионовна, познакомила его с русскими сказками, народными обычаями н приметами. Однако веру поэта во все в сверхестественное, без сомнения, обострил его визит к знаменитой гадалке Александре Филипповне Кирхгоф.
Друзья поэта рассказывали о визите Пушкина к гадалке Кирхгоф следующее: «Когда гадалка увидела перед собой Пущкина, оиа воскликнула: „О, вы важная гoлoвa!» Она взяла руку молодого человека и стала говорить. Сначала сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с деньгами, а затем продолжила: „Скоро вам предложат переменить род службы, а потом дважды подвергнут ссылке. Вы будете пользоваться огромной известностью у своих современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены. Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживете до глубокой старости…».
Так как два первых пункта предсказания сбылись в очень скором времени, поэт полностью поверил во все сказанное Кирхгоф, возможно, именно этот случай с гадалкой сделал из Пушкина крайне суеверного человека. Александр Сергеевич живо интересовался всем сверхъестественным: магнетизмом, посещениями духов, предсказаниями и приметами. Он был в курсе всех похождений знаменитого кудесника XVIII века графа Сен-Жермена, мало того, он упоминает о нем в своей «Пиковой даме». Знал поэт и о других знаменитых магах и чародеях прошлого.
В дневниковых записях Пушкина есть немало записей о различных таинственных явлениях. Так, в одной из них упомянут даже полтергейст! Поэт пишет:
«В городе много говорят о странном происшествии: в одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки».
Все друзья поэта знали о его вере в различные приметы, поэтому они снисходительно относились к случаям, когда из-за своего суеверия Пушкин нередко запаздывал на встречи. Вот только один подобный случай. Как-то Пушкина пригласили в село Апраксино в имение Новосильцевых на именины хозяйки. Хотя поэт должен был приехать к обеду, он не появился. Его долго ждали, но, в конце концов, решили садиться за стол без него. Когда откупорили шампанское, Александр Сергеевич появился. Он сразу подошел к имениннице и стал перед ней на колени, умоляя о прощении. Как вспоминала Толычева (Е. В. Новосильцева), он сказал; «Наталья Алексеевна, не сердитесь на меня: я выехал из дома и был уже недалеко отсюда, когда проклятый заяц пробежал поперек дороги. Ведь вы знаете, что я юродивый: вернулся домой, вышел из коляски, а потом сел в нее опять и приехал, чтобы вы меня выдрали за уши».
Как известно, есть примета, что перебежавший дорогу заяц приносит несчастье. Любопытно, но однажды вот такой же пробежавший через дорогу заяц на самом деле спас поэта. Произошло это перед самым восстанием декабристов. Узнав о кончине Александра I, поэт, который находился в ссылке в Михайловском, решил, что в связи с возникшей сумятицей вокруг трона его кратковременная отлучка в Петербург пройдет без последствий. Он хотел навестить своих друзей, среди которых было много будущих декабристов. Первым делом Пушкин собирался было посетить Рылеева…
Во время его поездки в Тригорское, чтобы попрощаться с соседями, дорогу перед ним и на пути туда, и на пути обратно по разу перебегали зайцы. Был ли этот «предвестник несчастья» одним и тем же ушастым созданием или же зайцы были разные, не так важно, главное, что эти «перебежчики» заставили поэта призадуматься. Однако на этот раз Пушкин все же решил тронуться в путь, но внезапно слег его слуга.
Он пренебрегает и этим знаком, берет с собой в дорогу другого, и тут его повозка уже на выезде сталкивается со священником (есть старинная примета, что нежданная встреча с попом не сулит путнику ничего хорошего). Эта встреча окончательно сразила суеверного Пушкина, он приказывает развернуть повозку и остается в деревне. Надо ли говорить, что, окажись Пушкин в то время в Петербурге, он обязательно попал бы на Сенатскую площадь. Нетрудно представить, что участие в восстании закончилось бы для поэта в лучшем случае каторгой или многолетней ссылкой в Сибирь.
Этот случай способствовал усилению веры Пушкина в приметы. Как вспоминала жена Нащокина: «У Пушкина существовало великое множество всяких придет. Часто, собравшись ехать по какому-нибудь неотложному делу, он приказывал отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывал необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал ему какую-нибудь забытую вещь вроде носового платка, часов и т. п. В этих случаях он ни шагу уже не делал из дома до тех пвр., пока, по его мнению, не пройдет определенный срок, за прёделами которого примета теряла силу… ».
Венчание с Натальей Гоцчаровой стало настоящей мукой для столь суеверного человека, каким был Пущкин. Как вспоминала В.А. Долгорукова, «во время венчания нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие, когда молодые шли кругом. Пушкин весь побледнел от этого. Потом у него потухла свечка. „Все плохие предзнаменования», — сказал Пушкин». Кроме того, по другим источникам, во время обмена кольцами упало на ковер кольцо Пушкина…
Увы, и предсказание гадалки Кирхгоф сбылось, да и предзнаменования на венчании «говорили» правду… Есть мнение, что, слепо веря в предсказания, приметы, человек как бы сам программирует свое будущее, не исключено, что слова Кирхгоф оказали весьма негативное влияние на судьбу Пушкина и привели к его ранней смерти.
Можно ли считать такую веру в приметы и предсказания определенной странностью в поведении поэта? На мой взгляд, на этот вопрос вполне можно ответить утвердительно. Допустим, вам перейдет дорогу черная кошка, и вы вместо того, чтобы пойти на работу, вернетесь домой и просидите там весь день… Вряд ли ваш начальник после этого посчитает вас нормальным человеком, а ведь Пушкин практически поступал аналогичным образом. Это уже похоже на самую настоящую фобию.
Впрочем, Пушкину приписывают и еще одну странность — любовь пострелять в бане. Говорят; что стена, в которую он стрелял, до сих пор сохранилась в целости. Честно говоря, в превращении бани в тир я не вижу ничего особо аномального, в наше время это кажется странным, но тогда в этом не было ничего сверхъестественного. А вот еели верить некоторым психиатрам, видимо, приверженцам теории Ломброзо о связи гениальности и безумия, А. С. Пушкйн почти был их-«клиентом».
Медики вспоминают о его «гиперсексуальности», «резкой неустойчивости психике», ярко выраженной цикличности смены настроений. Есть и предполагаемые диагнозы — шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, Более мягкий диагноз — циклоидная психопатия… Оставим эти диагнозы на совести врачей, Интересно, а какие диагнозы они поставили бы друг другу? …
А.С.Пушкин — пленник суеверий.
P.S: Материалы публикуемые на сайте "АНОМАЛЬНЫЕ НОВОСТИ" - это интернет-обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.